Звериный спектакль с человеческими масками
Детство – период, как нельзя лучше обнажающий истинную природу человека, еще не променявшего свое родное, как дыхание, восприятие мира на знания и жизненный опыт. Инструменты, позволяющие постигать окружающую действительность ценою ее собственной жизни, самозабвенно орудуя клинком холодного рационализма как скальпелем, искореняющим иллюзии и суеверия, чтобы взглянуть на давно остановившееся сердце истерзанного и до неузнаваемости обезображенного острием безжизненной логики взрослого мира.
Студия Saikono, предоставившая на суд общественности уже два эпизода своей визуальной новеллы «Зайчик» по мотивам одноименного рассказа Дмитрия Мордаса, в достаточно мягкой манере дает возможность вернуться в ранние школьные годы. Когда чудеса еще не оставили детского представления о мире, в то же время уже несущего на себе отпечаток болезненного опыта, связанного с учебой, непониманием сверстников и, как случае с главным героем игры Антоном, – ссорой родителей, на фоне переезда в небольшой, затерянный среди хвойных чащ провинциальный поселок оставивших на попечение мальчика его младшую сестру Олю.
Вся семья в сборе |
Впечатлительным
детям, привыкающим к стоящей на отшибе
небольшого поселения ветхой хижине, не
приходится скучать – учтивые милиционеры
с первых дней оповещают семью об
участившихся случаях пропажи детей, а
в самые неурочные часы брата и сестру
навещают загадочные обитатели леса.
Гости оставляют узоры в виде животных на
заиндевевших окнах, устраивают среди
ночи фантасмагорические пляски средь
снегов и даже проникают в сны запуганных
детей, чьи страхи мало волнуют занятых
проблемами взрослой жизни родителей.
Антон переживает это все еще и вместе
с переходом в новую школу, в которой с
первых дней – зависимо от выбора игрока
– обзаводится друзьями и врагами,
узнавая о древних преданиях этих мест,
которые нашли особо яркое отражение в
детских играх.
Здравствуйте, безотрадные школьные будни |
Заимствуя немалую часть текста для первой главы из литературного первоисточника, – с оговоркой на повествование от первого лица, – игра отнюдь не утрачивает художественной самоценности, лишь развивая сюжет, прорабатывая характеры героев и даже обращаясь к более высокому слогу, разукрашенному гротескными иносказаниями и оригинальными монологами главного героя, смотрящего на мир будто глазами взрослого, заточенного в теле ребенка. Проработка этих аспектов, жизненно важных для визуальной новеллы, и позволяет даже неоконченной игре выглядеть самостоятельным произведением, на фоне которого оригинал воспринимается скорее любопытной зарисовкой.
Обычные мысли четвероклассника |
Достигается это и благодаря равносильной по качеству исполнения визуальной составляющей. Когда многие представители жанра пытаются компенсировать скупые описания приятными иллюстрациями, стилистически выдержанные картины в «Зайчике» лишь дополняют без того щедрый и качественный текст. Не отличаясь красотой пезйажей, предстающий взгляду игрока мир удивляет скорее тем тщанием, с которыми прорисованы самые незначительные его детали – задники, персонажи и CG-арты, в том числе анимированные. Обилие последних, количеством едва ли не превосходящее число обычных сцен, способно приятно удивить даже искушенных читателей.
CG-арт – особые изображения в визуальных новеллах, зачастую появляющиеся в наиболее важных сюжетных моментах и демонстрирующие их, в отличие от остальных сцен, с более кинематографичного ракурса.
Качество отражений в игре на высоком уровне |
Как и редкие эпизоды с исследованием локаций, напоминающие упрощенный квест от первого лица, но со скромным количеством элементов для взаимодействия, большая часть которых предполагает лишь комментарии главного героя. Оставшиеся же интеракции представляют собой либо предметы, нахождение которых, очевидно, может существенно повлиять на ход повествования в еще не вышедших эпизодах, либо моральные выборы. Их здесь также необычайно много для визуальной новеллы, и большинство значительно, пускай и не всегда очевидно, сказывается на развитии истории, вплоть до взаимосвязи некоторых решений: если ответить на нападки хулигана, предварительно подружившись со своей одноклассницей, то ему придут на помощь приятели, в отличие от сценария, в котором Антон остается нелюдимым тихоней.
В лесу подижадет нечто пострашнее зверей |
Помимо хорошо прописанных, – а также профессионально озвученных, исключение из чего составляют лишь немые монологи главного героя – персонажей и богатой вариативности, еще большему погружению способствует сам обманчиво простой сеттинг. Небольшой поселок, в котором обнаруживают жизнь отголоски древнеславянского фольклора, был заботливо размещен сценаристами на временном отрезке 1990-х годов со всеми вытекающими особенностями, задевающими струны ностальгии людей, выросших в то время: узнаваемые, еще советские учебники, бренды, – как жвачки Turbo, – и комичные предубеждения на манер посадившей кинескоп телевизора игровой приставки.
Бессмертная советская техника |
Для тех же, кому те или иные моменты, проскальзывающие в разговорах героев, непонятны, либо и вовсе чужда русская культура, был добавлен внутриигровый словарь, похожий на справочник из Steins;Gate, которую мы тоже некогда освещали. В сравнении с ним сноски в «Зайчике» представлены в более емкой форме, что не умаляет их информативности, проливающих свет на жизнь известных музыкальных исполнителей, литературные произведения и особенности пост- и советской эпохи.
Культорологический справочник |
Смутить может разве что подчеркнуто мрачная атмосфера действа, нагнетаемая стилистически выдержанным текстом, неотступно сопровождающей черно-белой палитрой и аутентичным саундтреком, так же хорошо подошедшем бы высокобюджетной игре или фильму, котоырй прослеживается в интерфейсе – холодящий кровь скрежет сопровождает даже открытие словаря, – и присутствует. относительно спокойных моментах. Мрачные метафоры, как и резкие звуки, и не думают отступать, ввиду чего общее настроение игры остается таким же монохромным, как и ее цветовой спектр, что может быстро утомлять людей, предпочитающих калейдоскоп разносторонних эмоций.
Светлые моменты здесь оттеняет обилие бархатного снега |
Но это практически не накладывает негативного отпечатка благодаря динамичному и богатому на события сюжету, оживающему и засчет вложенной в него идее о сходстве человеческой природы с животной, являющейся душой повествования, которая и подстегивает вдумчивого игрока самому задаться вопросами по-поводу невиданной естеству жестокости людей и чуждой им в своей первозданности природы.
Старая и ветхая хижина в мрачном лесу - лучшее место для детей |
Ознакомиться с визуальной новеллой я бы рекомендовал не только людям, любящим этот жанр, для которых игра может стать глотком свежего воздуха, но и тем, кто из-за характерной для визуальных новелл неспешности, воды в диалогах, пускай и зачастую раскрывающей характеры героев, и большой продолжительности предпочитает не тратить на них время.
Звери зовут играть |
По сравнению с такими представителя жанра, как «Врата Штейна» и «Когда плачут цикады», сравнимыми по объему с полноценными романами, «Зайчик» выглядит приятной и очаровательно-мрачной повестью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий